среда, 29 сентября 2010 г.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: УРОКИ КРИЗИСА

И еще раз о финансовом кризисе.

Отметим два основных аспекта этой проблемы.

Аспект первый – характер кризиса.

1. Внешняя среда всегда была переменчива, вопрос заключался только в том, насколько широк  диапазон этих изменений. В кризис диапазон оказался настолько значительным, что затронул  финансовое положение многих предприятий.

2. Если проследить причинно-следственную связь финансового положения и производственной  деятельности предприятий, то легко понять, что финансы это всего лишь «верхушка айсберга»  и финансовый кризис по сути своей является кризисом системы управления, кризисом той  части бизнеса, которая скрыта под «водой».

3. Существующие системы управления предприятиями оказались не готовы ни спрогнозировать  надвигающийся кризис, ни обеспечить принятие адекватных (и в нужные сроки)  управленческих решений. Если в условиях относительно незначительных изменений системы  управления позволяли как то планомерно вести работу, то в кризис это оказалось практически  невозможно.

4. Все это усугубилось еще в большей степени на фоне очевидной тенденции перехода от массового, серийного производства к мелкосерийному, позаказному.

Тем не менее, легковесное определение кризиса «финансовым» приводит зачастую к не совсем  корректным решениям. До сих пор можно услышать: дайте нам денег, и мы выкрутимся, увеличьте  объем продаж и все будет хорошо.  Нет, практика показывает и тому есть немало примеров, когда  такие компании превращаются в «черную дыру» и сколько не выделяй денег, они все поглотят.

Но при этом существует другая крайность и еще одно решение, к которому также часто прибегают.

Волевым решением сокращается финансирование чего бы то, ни было до появления болезненных  симптомов – остановок производства, сокращения выручки и т.д. Да, в отдельных частных случаях это  тоже мера. И если этот метод проб и ошибок вас как собственника это устраивает, то этот подход для  вас. Но кто-то неизвестный сказал, что «…. Ваша ценность как менеджера определяется не тем,  насколько сложные проблемы вам приходится решать, а тем, приходится ли вам решать одни те же  проблемы несколько раз….».

Аспект второй. Анализ принимаемых решений руководителями предприятий в период финансового  кризиса показал, что сегодня сложилось как минимум две основных категории руководителей и  собственников компаний.

Первая – «стратеги». Это руководители, ставящие перед собой целью реализацию стратегических  планов, не оглядываясь, на то, насколько «тыл» способен обеспечить его неуемную (в хорошем  смысле)  энергию. В результате зачастую его КПД резко снижается, так как часть энергии уходит на  преодоление инерции мышления и действий  «тыла».

Вторая – «хозяйственники». Они поддерживают порядок в «хозяйстве». Это, как правило,

менеджеры, «выросшие» из производственных или финансово-экономических структур. Однако  зачастую этот порядок опирается на его прошлую специализацию. Если это менеджер из финансово- экономического блока, то он легко ориентируется в его работе. Но при этом он испытывает  определенные проблемы, если вопросы касаются производства. И наоборот. Для выходца из  производственных структур будут очевидные проблемы с отчетностью финансово-экономического  блока. Эту категорию можно условно разделить на две группы: администраторы и методологи.

В конечном итоге, руководители предприятия испытывали примерно одни и те же проблемы:

недостаток информации для принятия решений; ее неопределенность; длительные сроки подготовки  решений и т.д. И все это не смотря на наличие в системах управления традиционно известных  инструментов: бюджетного управления, методик калькуляции затрат, методик анализа, систем  производственного планирования, стратегического управления, автоматизированных систем  планирования и учета и так далее.  И это обстоятельство явилось также немаловажным фактором,  сыгравшим свою «черную» роль в последствиях кризиса.

И ТОГДА ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС. Должен ли руководитель предприятия доверять сложившейся системе управления?

ОТВЕТ. Наверное, уже нет, потому что значительное количество предприятий не смогло достойно  выйти из ситуации. 

Но если нет, то тогда - что делать? Вникать самому во все вопросы управления? На это никогда не  хватит времени. Набрать новую команду управленцев? Я думаю, на то, чтобы понять, что она из  себя представляет, уйдет не меньше полугода, а то и больше. А это потерянные деньги, и что еще  хуже рынок.

Но мы предлагаем «золотую середину» - руководителю компании, собственнику полезно знать  только основные «ключевые моменты» системы управления, а все остальное дело рук конкретных  специалистов.

Цель семинара –

систематизировать уроки кризиса: проанализировать те ситуации, в которых оказались многие  компании и предприятия; рассмотреть причины;

рассмотреть и обсудить принимавшиеся решения и их применимость для вашего случая;

определить те «ключевые моменты», которые целесообразно учесть в любой системе управления.

ПРОГРАММА СЕМИНАРА

1. Проблемы компаний, предприятий в период финансового кризиса.

2. Совершенствование основных и вспомогательных производственных процессов. Выявление  проблем и способ их решения. Практика применения известных подходов к оптимизации  затрат производства.

Ключевые моменты.

3. Совершенствование организационных структур. Выявление проблем и способ их решения.

Что «нужно» и «можно» требовать от  финансово-экономического блока компании (планово-экономического отдела,  финансового отдела, бухгалтерии);

производственного блока компании;

технического управления (служб главного энергетика, механика, технолога).

Тенденции и обоснованность реорганизации предприятий (включая аутсорсинг  отдельных функций, переход на проектное управление, централизация-децентрализация  и т.д.).

Ключевые моменты.

4. Организация и обеспечение деятельности систем управления. 

Общие понятия систем стратегического, бюджетного и производственного управления.

Распределенные и централизованные системы планирования.

Распределение сфер полномочий и ответственности в процессе подготовки планов (стратегическое, бюджетное, производственное управление), мониторинга и контроля  их исполнения.

Согласование систем стратегического, бюджетного и производственного  планирования.

Проблемы системы управления и способы их решения.

Ключевые моменты.

5. Развитие систем управления на основе формализации процессов, систем управления,  организационной структуры в корпоративных стандартах. Типовые ошибки, их последствия, способы решения проблем.

Ключевые моменты.

6. Моделирование систем управления и перспективы использования моделей в  прогнозировании развития компаний.

Комментариев нет:

Отправить комментарий